«Палочка Эрота» — чтобы не выглядеть голой

Знаменитый визажист и основатель косметической империи Макс Фактор как-то сказал: «Женщина с ненакрашенными губами – все равно что голая». Такую победу, окончательную и бесповоротную, губная помада одержала только в XX веке – ранее общественное мнение об этом «тайном оружии женщины» не раз менялось от явно положительного к резко негативному и наоборот.

4497432_pom_1 (700x385, 69Kb)

Краска для губ была известна уже в Древнем Египте. Во время раскопок египетских гробниц археологи не раз находили палетки с помадой, изготовленной из красного пигмента, пчелиного воска и животного жира. Египтянки предпочитали помады темных оттенков, из чего ученые сделали вывод, что в те времена в моде были тонкие губы четко очерченной формы. А вот можно ли было красить губы простым женщинам, или это была привилегия исключительно знатных дам или даже жриц, выяснить пока не удалось.

 

4497432_pom_4 (700x503, 69Kb)

Из Египта помада попала в Древнюю Грецию, а затем и в Рим. В этих просвещенных странах, однако, краска для губ нравилась далеко не всем. Одним из главных противников помады был знаменитый римский врач Клавдий Гален. Он писал, что от нее дыхание становится нечистым, а губы покрываются язвами. При этом Гален вовсе не был противником макияжа как такового – он всего лишь пытался предостеречь женщин от использования опасных косметических средств. Ведь многие пигменты, использовавшиеся в то время для приготовления помады (например, сурик или киноварь) были ядовитыми. Но это нисколько не пугало женщин – они были готовы на все, лишь бы стать еще привлекательнее.

4497432_pom_13 (400x315, 49Kb)

Христианская церковь резко отрицательно относилась к любым попыткам женщин изменить свою внешность.

Иоанн Златоуст, пытаясь внушить мужчинам отвращение к дамским хитростям, писал: «Разве женщина что-либо иное, как враг дружбы, неизбежное наказание, необходимое зло, естественное искушение, вожделенное несчастье, домашняя опасность, приятная поруха, изъян природы, подмалеванный красивой краской?»
Святой Иероним шел еще дальше, утверждая, что в день Страшного суда все накрашенные женщины, даже если они были вполне благочестивыми, отправятся навечно в ад – Господь попросту не узнает их.
 В XIV веке католическая церковь перешла от пропаганды к прямым запретам: специальная папская булла провозгласила, что красящиеся женщины искажают образ Девы Марии. Теперь святая инквизиция имела полное право арестовать тех, кто осмелился подкрасить губы, за святотатство.

4497432_pom_3 (640x480, 60Kb)

Только в эпоху Ренессанса гонения на косметику вообще и губную помаду в частности наконец-то прекратились. Краситься начали все – от королев до простолюдинок. Дамы использовали белила, пудру и помаду в таких количествах, что в XVII веке английский парламент даже принял закон, который давал мужчине право развестись с женщиной, если оказалось, что ее красота была искусственной (этот закон, кстати, отменили только в XX веке). Впрочем, мужчины в те времена тоже использовали помаду: те, кто носил бороду и усы, подкрашивали губы, чтобы рот выделялся на фоне растительности.

4497432_pom_17 (499x700, 274Kb)

В Викторианскую эпоху тенденции снова изменились. Сама королева Виктория не раз публично заявляла, что макияж – это вульгарно. Приличная женщина имела право лишь припудрить носик, а накрашенные губы считались дурным тоном. Безусловно, представители богемы игнорировали общественное мнение – кокоткам, натурщицам и актрисам даже в те пуританские времена никто не мог запретить краситься.

Скандально известный поэт Шарль Бодлер приветствовал использование косметики. Он считал, что таким образом «женщина реализует свое право и даже выполняет своего рода долг, стараясь выглядеть волшебной и сверхъестественной; она должна изумлять, должна очаровывать; будучи кумиром, она должна позлащать себя, дабы ей поклонялись».

Гораздо более терпимым отношение к косметике стало с наступлением ХХ века, эры просвещения и технического прогресса.
Именно тогда на смену краске в палетках пришла «палочка Эрота» – небольшой стерженек вишнево-красного цвета, завернутый в шелковистую бумагу. Впервые он был представлен публике на очередной Всемирной выставке в Амстердаме в 1903 году.

 

4497432_pom_14 (468x278, 28Kb)

 

А популярным его сделали именно актрисы, и в первую очередь – Сара Бернар. Экстравагантная француженка была в то время едва ли не самой известной женщиной планеты. На ее спектакли невозможно было попасть – билеты распродавались в считанные часы. Миллионы поклонников по всему миру покупали открытки с портретами божественной Сары. Мужчины ее боготворили, женщины копировали ее стиль, манеру говорить и одеваться. Ее ярко накрашенные губы тоже стали объектом подражания.

 

4497432_pom_15 (449x690, 38Kb)

 

Но окончательно капитулировать перед краской для губ всех женщин мира заставил кинематограф. Тогда, на заре его развития, кинопленка была очень контрастной и полутонов практически не передавала. При этом кино было немым, и зрителям просто необходимо было видеть все нюансы мимики актеров. Для того чтобы черты лица артистов были четко видны на экране, их приходилось сильно гримировать. Так и появился на свет легендарный драматический облик 1920-х годов: густо подведенные глаза, четко очерченные брови и темные губы. Аста Нильсен, Глория Свенсон, Луиза Брукс и другие звезды немого кино наглядно демонстрировали, как сильно выражение лица зависит от формы губ – и как легко его поменять.

 

4497432_pom_9 (240x202, 10Kb)

 

В те времена губы красили не просто так, а по придуманным заранее формам.
Долгое время самым популярным был «Бутон розы», изобретенный голливудским гримером Максом Фактором: крошечный пухлый ротик, словно сложенный для поцелуя. Потом появились «Губы, укушенные пчелой», «Лук Купидона», «Охотничий лук».

 

4497432_pom_8 (375x444, 39Kb)  4497432_pom_10 (327x400, 15Kb)

Для удобства гримеров даже выпускались специальные шаблоны, при помощи которых можно было накрасить губы так или иначе. Вспомните, как героиня Рины Зеленой в фильме «Весна» рассматривала такие шаблоны, подбирая макияж для артистки Шатровой: «Милочка, такие губы сейчас никто не носит. Будем пробовать сексапил № 4».

 

4497432_pom_5 (490x342, 43Kb)

Сама помада тоже совершенствовалась с каждым годом. Французская компания Roger et Gallet первой догадалась спрятать хрупкую помадную палочку в металлический пенал – теперь женщины могли носить помаду в сумочке, не боясь раскрошить ее и перепачкать свои вещи. А фирма Lancome в 1935 году стала добавлять в помаду розовое масло – благодаря этому краска для губ приобрела не только приятный запах, но и смягчающие кожу свойства.

 

4497432_pom_16 (530x392, 84Kb)

 

Постепенно расширялась и палитра оттенков губной помады. Если в 1920 году Елена Рубинштейн произвела фурор на косметическом рынке, представив сразу три тона помады (светлый, средний и темный), то уже к сороковым годам женщины могли выбирать из нескольких десятков оттенков.

4497432_pom_12 (640x427, 56Kb)

 

А самое главное – в 1949 году был изобретен специальный «закручивающийся» тюбик для помады.
Большое значение имела и устойчивость помады. Производители косметики нанимали сотни добровольцев, которые должны были подолгу целоваться друг с другом, накрасив губы. Стоила работа «подопытных кроликов» недешево, так что наследник легендарного Макса Фактора даже изобрел специальную «машину для поцелуев», чтобы снизить расходы на испытания.

 

4497432_pom_6 (604x447, 35Kb)

 

В 1964 году на свет появилась бесцветная гигиеническая губная помада. Еще два года спустя изобретательница мини-юбок Мэри Куант ввела в моду светлый блеск для губ – он был почти незаметен и лишь делал женский рот соблазнительно влажным. Эту идею подхватили десятки других производителей: появились блески разных оттенков и консистенции. Но только компания Bonne Bell догадалась сделать блеск ароматным и сладким. Она стала выпускать блеск со вкусом клубники, малины, ванили и даже самой популярной американской газировки Dr. Pepper. Благодаря этому красить губы начали и девочки-подростки.

 

4497432_pom_7 (550x455, 74Kb)

 

Чего только не было дальше: черная помада для панков, флуоресцентная – для поклонников диско, помада с блестками для любительниц яркой жизни.

Традиционная красная помада стала считаться скучной классикой для солидных дам в костюмах от Chanel. Но лишь до тех пор, пока в 1986 году находившаяся на пике популярности Мадонна не заявила в одном из интервью, что ее любимая помада – оттенка «Русский красный». После этих слов экстравагантные цвета были надолго забыты – весь мир снова стал красить губы красным.

 

4497432_pom_11 (400x600, 110Kb)

Сегодня моды на цвет губ больше не существует. Мы можем выбирать помаду в зависимости от собственного желания и настроения. Матовая, перламутровая или с влажным блеском? Ухаживающая или защищающая? Стойкая или нет? Действительно, сделать выбор нелегко. Но каждая женщина делает его: ведь никому не хочется выглядеть голой.

 

4497432_pom_2 (573x450, 158Kb)

 

Автор: Бахарева Мария
Источник :
http://www.sweetstyle.ru/style/main/raz/trend/391

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.