Один за всех и все за одного!

Доподлинно известно, что герои романа Александра Дюма «Три мушкетера» – не вымысел автора. Атос, Портос, Арамис и д’Артаньян действительно существовали. Реальны также и некоторые герои второго плана, в частности Миледи.

4497432_myshke (700x472, 91Kb)

Тот самый д’Артаньян

Дюма не скрывал перед своими первыми читателями истории происхождения главного героя «Трех мушкетеров». В частности, в предисловии к роману от 1844 года он пишет: «Приблизительно год назад, отыскивая материал для новой книги в Королевской библиотеке, я наткнулся на “Воспоминания господина д’Артаньяна”, напечатанные, по обычаям авторов тех лет, не желающих попасть в Бастилию, за границей».

Автором этих «Воспоминаний», которые лишь наполовину можно считать правдивыми, оказался некто Куртиль де Сандра, изобразивший французский королевский двор XVII века как сборище авантюристов, шпионов и плутов, что, разумеется, не могло не рассердить сильных мира сего. Сам же д’Артаньян, как доподлинно известно, никаких мемуаров не писал. А де Сандра многое в своем произведении приукрасил, введя в повествование наряду с лицами реальными множество выдуманных персонажей. Вышеназванные «Воспоминания», которые заинтересовали А. Дюма, в литературном отношении были произведением слабым и исторически никуда не годным. Тем не менее они были изданы в объеме трех томов и для Дюма стали важным источником правдивого описания нравов того времени.

Итак, д’Артаньян. Его настоящее имя было Шарль де Батц де Кастельмор.

4497432_pam (520x400, 51Kb)                            4497432_dart (300x342, 28Kb)

4497432_dartan (691x302, 45Kb)

Однако, оказавшись при дворе в отряде королевских мушкетеров, он взял себе фамилию матери и с тех пор назывался д’Артаньяном. В дальнейшем он участвовал в боевых действиях и выполнял различные тайные поручения правящей династии. Но, в отличие от романтического героя Дюма, реальный д’Артаньян увлекся не бакалейщицей Бонасье, а знатной аристократкой Шарлоттой де Шанлеси, на которой впоследствии женился. Впрочем, в этом браке д’Артаньян счастья не нашел, так как тайно любил саму королеву Франции Анну Австрийскую. Об этом Дюма узнал из подлинной биографии шевалье д’Артаньяна, написанной неким Шарлем Самараном. Тем не менее Дюма пренебрег многими из этих данных, поскольку любовь дворянина и простолюдинки показалась ему более романтичной.

4497432_konst_i_dart (594x446, 31Kb)

Три брата

бности быта и обычаи мушкетеров того времени стали известны Дюма также из мемуаров Куртиля де Сандры. Там же романист заимствовал имена Атос, Портос и Арамис. По некоторым данным, эти мушкетеры дружили даже более тесно, чем в романе, поскольку были двоюродными братьями и воспитывались вместе, но, в отличие от героев Дюма, особой удали никогда не проявляли.
Однако согласно другим источникам, эти мушкетеры – вовсе не родственники. Атос – сын богатого выходца из низов, который приобрел дворянский титул за деньги. Реальный «граф де Ля Фер» был отчаянным забиякой и погиб на одной из дуэлей, которые согласно нравам того времени устраивались по любому, самому ничтожному поводу.
Портос – сын армейского чиновника, подлинное имя которого – Исаак де Порто, а Арамис – потомок квартирмейстера мушкетерской роты Анри д’Арамица. Понять, где истина, а где вымысел, сейчас уже невозможно. Интересно, что сам Дюма, не доверяя ни тем, ни другим сведениям, считал существование всех трех мушкетеров полной выдумкой.

4497432_mysh (500x333, 91Kb)

Следует сказать, что знаменитая история с подвесками королевы произошла в действительности. Только, в отличие от событий, описанных в романе, подвески были тайно посланы с нарочным, которым и оказался д’Артаньян, а не переданы из рук в руки Анной Австрийской герцогу Бэкингему.

4497432_ill (650x446, 150Kb)

Миледи – Жанна де Ламотт

Другой, не менее знаменитый персонаж «Трех мушкетеров» – графиня де Ля Фер, она же – леди Винтер, или Миледи. Подлинное имя ее прототипа – графиня Жанна де Ламотт. Александр Дюма, разумеется, знал всю ее историю, но перенес действие на полтора века назад.

4497432_miledi (422x582, 92Kb)       Миледи в исполнении Милен Демонжо

Согласно историческим хроникам, в 1786 году ювелиры Парижа по заказу Марии-Антуанетты изготовили невероятно дорогое бриллиантовое ожерелье, стоившее 1 миллион 600 тысяч ливров. Его-то и решила украсть Жанна де Ламотт, в то время фрейлина королевы и, «по совместительству», фаворитка короля. Именно она тайно сообщила кардиналу де Рогану, что королева заказала для себя алмазное ожерелье, но заплатить и забрать его у ювелира не может, так как боится гнева мужа. Поэтому она просит кардинала стать доверенным лицом в удовлетворении этого «небольшого женского каприза». Графиня показала кардиналу фальшивое письмо с подделанной подписью королевы, якобы подтверждающее все это. Однако де Роган почему-то засомневался и пожелал встретиться с Марией-Антуанеттой лично. Эту так называемую встречу как по нотам разыграла пресловутая Жанна де Ламотт. Роль королевы во время тайного рандеву, происходившего в полутемной комнате, искусно сыграла переодетая проститутка. Сам же кардинал, до этого без особого успеха искавший способ восстановления своего реноме при дворе, был очень доволен и с радостью купил у ювелиров ожерелье для королевы, обязуясь, правда, выплачивать его огромную стоимость по частям. Ну а Жанна, в свою очередь, обязалась передать драгоценность лично в руки королеве… Мошенничество было раскрыто, как только пришло время вносить первый взнос. Ювелиры, оставшиеся без денег и без колье, немедленно пожаловались Марии-Антуанетте. А хитрая графиня, как только получила ожерелье, сразу же переправила его в Англию, где муж Жанны распродал колье по частям. Кардинала, обманом втянутого в авантюру, поначалу заключили в Бастилию, но впоследствии, оправдав, отправили в глухой приход, подальше от Парижа.

4497432_La_Comtesse_de_La_Motte1 (214x272, 21Kb) Жанна де Ламотт      4497432_Cardinal_Rohan2 (289x432, 102Kb) Кардинал де Роган

После шумного судебного процесса графиню де Ламотт, несмотря на то что в ее жилах текла королевская кровь, подвергли унизительному наказанию – публичной порке с выжиганием на плече королевской лилии, а затем пожизненно заключили в тюрьму Сальпетриер. Через 10 лет с помощью подкупа и связей Жанне де Ламотт удалось бежать в Англию, где ее следы затерялись. Правда, через некоторое время в приходской книге одной из лондонских церквей появилась запись, что графиня покончила с собой, выбросившись из окна гостиницы. Но на этом история не завершилась.

Жизнь авантюристки в России

В 20-х годах следующего столетия Миледи объявилась в Крыму под именем графини Гаше, позаимствованным у ее покойного супруга. К тому времени это была старушка, сохранившая, несмотря на возраст, фигуру и стать, одетая довольно строго. Считается, что графиня имитировала свое самоубийство и тайно перебралась в Петербург, где назвалась эмигранткой, бежавшей от зверств французской революции. Впрочем, на этот раз Миледи почти не солгала, поскольку ее действительно разыскивали, но не за аристократическое происхождение, а по причине кражи колье. В России к беглянке проникся сочувствием сам Александр I, которому она рассказала о себе красивые небылицы. Однако и в Петербурге мятежная графиня оставалась недолго и вскоре после получения российского гражданства обосновалась в Крыму. Считается, что там она сотрудничала с контрабандистами, а кроме того, пыталась обратить в христианство местных татар. Известно также, что после ее кончины было заведено уголовное дело «О розыске в имуществе покойной графини Гаше темно-синей шкатулки». А причина возбуждения дела такова.

4497432_dom (300x225, 27Kb)   Предание связывает дореволюционную историю этого домика на территории «Артека» с именем графини де Ламотт, ставшей прототипом Миледи

В канун своей смерти Жанна разбирала бумаги, многие из которых бросила в огонь. Со слов ее служанки, госпожа якобы бредила какими-то бриллиантами и завещала похоронить себя в чем есть, не переодевая и не обмывая. Эту просьбу, однако, не выполнили и в результате обнаружили на плече графини клеймо в виде лилии. Вскоре о смерти графини узнали в Петербурге, и по высочайшему повелению в Крым прибыл курьер, дабы изъять из вещей покойной некую шкатулку. Поиски велись усердно, но ничего не дали. Точнее, шкатулку нашли, но она оказалась пустой. По слухам, в таинственной шкатулке графиня хранила остатки того самого ожерелья Марии-Антуанетты.
На старом кладбище, неподалеку от нынешнего Артека, вплоть до начала ХХ века можно было отыскать заросшую мхом могильную плиту с именем знаменитой авантюристки. Но сейчас на месте старого погоста раскинулся фруктовый сад, а древние надгробия местное население растащило для возведения фундаментов своих домов…
Украденные бриллианты Марии-Антуанетты не найдены до сих пор.
Многие полагают, что они закопаны где-то в Крыму, а так называемая Белая графиня – привидение, наиболее известное среди артековских призраков – это и есть не нашедшая покоя душа Жанны де Ламотт, охраняющая свои сокровища.

 

Отсюда http://tainy.info/history/odin-za-vsex-i-vse-za-odnogo/  и др.

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.