-ћузыка

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ћари_ћэри

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 14.07.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 85410



ћода эпохи Ћюдовика XIV (1660-1715)

—реда, 21 ћарта 2012 г. 16:29 + в цитатник

 

ѕризнаюсь - очень люблю фильмы об јнжелике!  огда € в первый раз увидела их на большом экране, € просто влюбилась в плать€ главной героини, особенно то самое, золотое, помните? ј как легко јнжелика бегала в этих роскошных туалетах по коридорам Ћувра, очаровывала, боролась и влюбл€лась...ќднако так ли на самом деле была легка и очаровательна мода тех лет?

»так, мода времен  орол€-—олнце, как сам себ€ , нимало не смуща€сь, называл Ћюдовик XIV...

4497432_louisxiv (300x343, 31Kb)  4497432_marija_terezia (275x432, 19Kb)  —упруга Ћюдовика XIY 

 

 

Ћюдовик XIV не получил глубокого книжного образовани€, но обладал незаур€дными природными способност€ми и превосходным вкусом. ≈го склонность к роскоши и увеселени€м сделала ¬ерсаль самым блест€щим двором ≈вропы и законодателем моды.

»зменились идеалы красоты. ћужчина-рыцарь, воин окончательно превратилс€ в светского придворного. ќб€зательное обучение двор€нина танцам и музыке придает его облику пластичность. Ќа смену грубой физической силе приход€т иные, высоко ценимые качества: ум, сметливость, из€щество. ћужественность XVII в. — это  величественность осанки, и галантное обращение с дамами.

 — началом правлени€ Ћюдовика XIV помен€лись идеалы мужской красоты.  расавцем теперь стал называтьс€ мужчина, не способный к физическому труду.  расива€ тонка€ кисть, непригодна€ к работе, зато умеюща€ нежно и деликатно ласкать.  расива€ маленька€ ножка, движени€ которой похожи на легкий танец, едва способна€ ходить и совершенно не способна€ ступать решительно и твердо.

 

—тоимость нар€дов стала фантастической, — например, один из костюмов Ћюдовика XIV имел около 2 тыс. алмазов и бриллиантов. ѕодража€ королю, придворные старались не отстать от моды на роскошные оде€ни€ и если не превзойти самого  орол€-—олнце, то, по крайней мере, не ударить в гр€зь лицом друг перед другом. Ќедаром пословица того времени гласила: «ƒвор€нство носит свои доходы на плечах». ¬ мужском гардеробе  насчитывалось не менее 30 костюмов по числу дней в мес€це — и мен€ть их полагалось ежедневно.

  концу XVII в. в основном складываютс€ три важных компонента, из которых и сегодн€ состоит мужска€ одежда, — сюртук, жилет и штаны.

  ћужской костюм дополн€ли шелковые или шерст€ные чулки белого, голубого, красного цвета с вышивкой и узором; галстук, зав€зывающийс€ бантом; и парики, оставившие заметный след в истории моды. ћолва приписывает их по€вление Ћюдовику XIV. ¬ детстве и юности у него были прекрасные волосы — предмет зависти всех модников. ќблысев из-за болезни, он заказал себе парик. — этих пор парики стали об€зательной принадлежностью костюма на 150 лет!

4497432_1 (500x416, 70Kb)

 

«олотистый или рыжеватый парик расчесывали на пробор посередине; два его крыла обрамл€ли лицо красиво лежащими р€дами локонов. Ќа рубеже XVII-XVIII вв. парик приобретает пирамидальную форму и изготовл€етс€ из светлых, а затем каштановых волос, длинными пр€д€ми спадавших на грудь и спину. ћужска€ голова становитс€ похожей на голову льва с густой гривой.

  ѕарик как бы олицетвор€л величие и неприступность его владельца. ѕри таком обилии волос на голове они полностью исчезают с лица, — даже те крохотные усики, что совсем недавно украшали верхнюю губу. ћодники того времени рум€нились и чернили брови так, что своим обликом напоминали дам.

 

»деал женской красоты сочетал парадность и кокетство. ∆енщина должна быть высокой, с хорошо развитыми плечами, грудью, бедрами, очень тонкой талией (с помощью корсета ее зат€гивали до 40 сантиметров) и пышными волосами. –оль костюма в выражении идеала красоты становитс€ огромной, как никогда ранее.

  стати, корсет был очень т€желым (почти 1 кг, в него вшивались пластины из китового уса). ≈стественно, торговл€ китовым усом становилась с каждым днем все прибыльнее. ћода на тонкую талию порой приводила к тому, что иные дамы ежедневно падали в обморок (приходилось носить с собой нюхательную соль), а иногда и к трагедии — жесткий каркас корсета пропарывал печень.

4497432_2 (500x414, 68Kb)

 

∆енщины носили сложные, высокие (до 50-60 сантиметров) прически, поддерживаемые проволокой; с прически ниспадали богатые кружева. ќдна из наиболее модных причесок того времени называлась а л€ ‘онтанж, в честь фаворитки  орол€-—олнца. ќна удержалась в моде до смерти Ћюдовика XIV.

 ∆енска€ мода второй половины XVII в. мен€лась чаще, чем мужска€, ведь ее законодательницами были многочисленные фаворитки Ћюдовика XIV. ѕравда, дамскому гардеробу присуща одна обща€ черта — стремление подчеркнуть ту часть женского тела, котора€ у очередной фаворитки была более привлекательной или искусно скрыть менее привлекательную. Ёто естественное желание честолюбивой любовницы, пытающейс€ всеми доступными способами продлить свою власть при королевском дворе.

 ∆енские плать€ тех времен были насто€щими произведени€ми искусства. ќни должны были достигнуть одной цели: сделать женское тело как можно более привлекательным, скрыв все его некрасивые части. ¬ идеале - чтобы понравитьс€ королю! Ўились плать€ из €ркого, сочного цвета тканей, насыщенных темных тонов. ƒамы носили три юбки одну поверх другой: перва€, верхн€€ -" скромница", втора€ - "шалунь€", а треть€, нижн€€ - "секретница". Ћиф плать€ из китового уса зат€нут так, что женщина начинает соблазнительно прогибатьс€ вперед. ¬ообще, корсеты в это врем€ стали походить на диковинные картины, на них нашивали банты, цветы, украшали драгоценными камн€ми.

 

¬о ‘ранции считалось вполне естественным, что король, если он здоровый и нормальный мужчина, имеет любовниц, лишь бы при этом соблюдались приличи€. “ут же необходимо заметить, что Ћюдовик никогда не путал любовные дела с государственными. ќн не допускал вмешательства женщин в политику, расчетливо отмер€€ границы вли€ни€ своих фавориток.

4497432_Louisxivlebrunl (534x638, 221Kb)

 

—реди многочисленных возлюбленных корол€ обычно выдел€ют три фигуры. Ѕывша€ фавориткой в 1661—1667 гг. тиха€ и скромна€ фрейлина Ћуиза де Ћавальер, четыре раза рожавша€ от Ћюдовика, была, пожалуй, самой преданной и самой унижаемой из всех его любовниц.  огда она стала не нужна королю, то удалилась в монастырь, где провела остаток своей жизни.

4497432_lavaljer1 (312x411, 20Kb)  4497432_LouiseFrancoise_La_Valliere_JeanPierre_Franque_19c (556x650, 67Kb)

 

Ќесмотр€ на то, что она не отличалась красотой и немного прихрамывала, ей удалось очаровать молодого корол€ своей миловидностью, природной грацией и приветливым нравом. Ћавальер отличали ангельска€ скромность и целомудрие, наложившие отпечаток и на женскую моду того времени. »менно ей дамы об€заны стремлением создать удобные домашние нар€ды, столь необходимые дл€ семейной жизни.

4497432_laval (440x600, 51Kb)

 

¬ некотором роде контраст по сравнению с ней представл€ла ‘рансуаза-јтенаис де ћонтеспан, «царивша€» (с.422) в 1667—1679 гг. и родивша€ королю шестерых детей. Ёто была красива€ и горда€ женщина, уже бывша€ замужем.

4497432_FrancoiseAthenais_de_Rochechouart_Montespan_3 (501x640, 60Kb)

„тобы супруг не мог увезти ее от двора, Ћюдовик дал ей высокий придворный чин сюринтендантки двора королевы. ¬ отличие от Ћавальер, ћонтеспан в окружении корол€ не любили: один из высших церковных авторитетов франции епископ Ѕоссюэ даже требовал удалени€ фаворитки от двора. ћонтеспан обожала роскошь и любила приказывать, но и она знала свое место.

4497432_FrancoiseAthenais_de_Rochechouart_Montespan_young (542x640, 66Kb)

 

ѕериод с 1667 по 1679 г., именуемый периодом расточительной мотовки, высокой и статной, остроумной и высокомерной, страстной и коварной южанки, с удивительными формами и пламенным взором, госпожи ‘рансуазы-јтенаис де ћонтеспан (1641-1707),

4497432_FrancoiseAthenais_de_Rochechouart_Montespan_4 (319x512, 37Kb)  4497432_montespan3 (267x469, 26Kb)

¬ это врем€ костюм отличалс€ сложностью и пышностью, декоративной изощренностью и излишней роскошью: золотые кружева, золота€ парча, золотые вышивки, золото на золоте, бриллиант на бриллианте.  ак писала знаменита€ модница той поры мадам де —евинье: «¬се это перевито золотом, и все это перемешано с золотыми вещичками, а все вместе составл€ет платье из необыкновенной ткани. Ќадо было быть волшебником, чтобы создать такое произведение, выполн€ть эту немыслимую работу». “аков был костюм маркизы де ћонтеспан.

4497432_FrancoiseAthenais_de_Rochechouart_Montespan_gold (522x700, 83Kb)

4497432_FrancoiseAthenais_de_Rochechouart_Montespan__child_2 (694x586, 310Kb)

ћадам де ћонтеспан с детьми

 

 

¬рем€ с 1677 по 1681 г. определ€лось вкусами мадемуазель ћарии-јнжелики де ‘онтанж 1561-1681) — безукоризненной красавицы со светло-пепельными волосами и огромными светло-серыми бездонными глазами, молочной кожей и естественно-розовыми щечками. ƒевица ‘онтанж пленила корол€ молодостью, свежестью, как бы сказали сегодн€, неверо€тной сексапильностью, но уж никак не умом, весьма ограниченным. ќдна из придворных дам, Ћизелотта фон ѕфальц, писала, что она была прелестна, как ангел, от кончиков пальцев ног до корней волос. ƒаже люто ненавидевша€ ее мадам де ћонтеспан называла ћарию-јнжелику прекрасной... статуей — столь восхитительны были ее формы.

4497432_Fontanges (274x400, 21Kb)

 

¬ ту пору костюм освободилс€ от вычурных форм предыдущего периода, стал изысканнее и проще, но не утратил кокетливости. » вообще, все св€занное с ‘онтанж носило отпечаток из€щной игры. »менно ‘онтанж, игра€ в кресть€нку или торговку, сделала об€зательным ношение фартука (таблие). „исто декоративный, но, как правило, из драгоценного кружева, он из чисто плебейской одежды превратилс€ в парадный «фасад» женского аристократического плать€.

4497432_594pxDuchessFontages (594x600, 81Kb)

 

Ѕлагодар€ ‘онтанж вошла в моду прическа названна€ в ее честь, - «а-л€ ‘онтанж». —коль интересна истори€ возникновени€ этой кокетливой прически, столь поучительна и судьба ее красива создательницы.

 ... ак-то в 1680 г. на охоте в лесах ‘онтенбло красавица, нос€сь на коне, растрепала свою прическу, чтобы поправить ее, нисколько не смуща€сь, подн€ла на глазах у всего опешившего двора подол юбки до бедра, сн€ла красную подв€зку от чулок и кокетливо перев€зала ей свои прекрасные волосы. Ѕантики кружевной подв€зки расположились лесенкой надо лбом красавицы. Ёта незатейлива€ импровизированна€ прическа очаровала корол€, и он попросил свою возлюбленную, чтобы она другой не носила. ≈стественно, что уже на следующий же день ее примеру последовали все придворные дамы и девицы (если таковые еще имелись) в надежде на соответствующую благосклонность корол€-—олнце, и прическа «а-л€ ‘онтанж» вошла в моду на 30 лет.

4497432_56075225_fontanzh_v_poln_rost_cv (408x600, 102Kb)

 

Ќа сооружение фонтанжа уходила масса времени, что не позвол€ло женщинам не то что мыть голову, но даже ежедневно расчесывать волосы. ƒаже аристократки делали это раз в 1-2 недели, мещанки же причесывались и того реже – раз в мес€ц. Ѕлагодар€ этому распространенным €влением при королевских дворах станов€тс€ непри€тные насекомые – вши и блохи.

 Ќа какой-то период европейские красавицы отказались от фонтанжа, когда в 1713 г. на приЄме в ¬ерсале англичанка, герцогин€ Ўрусбери, предстала перед Ћюдовиком XIV с гладко зачесанными волосами. “отчас в моду вошла маленька€, гладка€ причЄска с р€дами ниспадающих на плечи локонов. ѕопул€рность маленьких причЄсок сохран€лась довольно долго, –до 70-х годов XVIII в.

 

—удьба прехорошенькой госпожи ‘онтанж трагична. 21 июн€ 1681 года в возрасте 22-х лет она скончалась от воспалени€ легких, осложненного потерей крови при родах. ќдно врем€ ходили слухи об отравлении ее ревнивой и властной экс-фавориткой де ћонтеспан, но как обсто€ло дело на самом деле нам не дано узнать...  

4497432_lud_1 (414x420, 35Kb)

 

¬ отличие от √енриха IV, сходившего в 56 лет с ума по 17-летней Ўарлотте де ћонморанси, овдовевший в 45 лет Ћюдовик XIV вдруг стал стремитьс€ к тихому семейному счастью. ¬ лице своей третьей фаворитки ‘рансуазы де ћентенон, котора€ была старше его на три года, король нашел то, что искал. Ќесмотр€ на то, что в 1683 г. Ћюдовик вступил с ‘рансуазой в тайный брак, его любовь была уже спокойным чувством человека, предвидевшего старость.  расива€, умна€ и набожна€ вдова известного поэта ѕол€ —каррона была, очевидно, единственной из женщин, способной оказывать на него вли€ние.

4497432_mentenon (380x500, 73Kb)   4497432_Mama_ya_maintenon_1685 (300x380, 23Kb)

 

— «воцарением» ћентенон в костюме обнаружилась тенденци€ к строгости и умеренности. Ќапример, очень откровенное декольте времен госпожи ћонтеспан, сменилось почти глухим платьем. ѕод вли€нием ћентенон король даже ввел полицию нравов дл€ борьбы с излишне глубоким декольте. ѕолицейские на улице стали измер€ть линейкой глубину декольте у галантных дам. Ќаказание было весьма оригинальным: у «провинившихс€» срезали волосы — дл€ париков требовалось много материала. »злишн€€ мишура в виде кружев и лент отпала.

4497432_Maintenon (502x650, 39Kb)

 

¬ XVII веке нижнее белье — кальсоны — женщины, как известно, не носили, счита€ это позорным.

ј вот форма и, отчасти, глубина выреза мен€лись. ¬се зависело от прихоти очередной фаворитки. —начала, во времена мадам де Ћавальер, декольте имело форму неглубокого овала, затем, когда настал черед госпожи де ћонтеспан, у которой по восторженным отзывам льстивых современников была грудь, «в которой можно было утонуть», декольте стало столь бесстыдно открытым и глубоким, что кавалер получал исчерпывающую информацию о его содержимом.

4497432_464pxPierre_Mignard__Franoise_dAubign_marquise_de_Maintenon_1694 (464x599, 78Kb)

 

Ћюдовика XIV еще при жизни называли  ороль-—олнце. »менно при нем ‘ранци€ сделалась столицей моды. —ам король диктовал стиль одежды и вводил в моду те или иные предметы. ≈го парики, каблуки и трости перенимал весь цивилизованный мир, а его фаворитки тут же становились иконами стил€. ћода  орол€-—олнца прошла 4 этапа — от легких и непринужденных оде€ний юности до суровой, почти пуританской стилистики заката.

4497432_lud (640x600, 291Kb)

 

»сточников очень много.

 

 

 

–убрики:  »стории любви и судьбы известных людей
ћода, модели одежды
ћетки:  

ѕроцитировано 6 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку